Клуб ориентирования БГУ Клуб ориентирования
Белорусского государственного университета
главная о клубесоревнованиятренировкибиблиотекагостевая
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА УЧАСТИЕ КОМАНД ВУЗОВ В РЕСПУБЛИКАНСКОЙ УНИВЕРСИАДЕ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
Ориентирование среди студентов в нашей стране усиленно развивается с начала 70-х годов. В то время в республике командам БПИ и БГИНХ не было равных, они в основном и разыгрывали первые места. А за ними тянулись МРТИ, МгМИ, БГУ, команды производственных коллективов. Благодаря тренерам-преподавателям Гутковскому В.А. (БПИ) и Сундукову М.М. (БГИНХ), поддержке ректоратов, эти команды доминировали более десяти лет. К концу семидесятых и началу восьмидесятых годов студенческая сборная команда республики стала показывать достойные результаты на всесоюзной арене. Мужская команда БГИНХ стала победительницей в эстафете на всесоюзных студенческих соревнованиях по ориентированию. В то время для развития ориентирования среди студентов много сделал талантливый организатор, первый мастер спорта по спортивному ориентированию в республике, председатель республиканской студенческой федерации ориентирования Гуринович С.Е.. Именно под его руководством были проведены всесоюзные соревнования по ориентированию среди студентов в Минске, Гомеле, Гродно и в Псковской области. В 1977 году ориентирование отделилось от туризма и стало самостоятельным видом спорта. Большинство тренеров остались заниматься туризмом, и только единицы перешли в ориентирование, что существенно уменьшило приток школьников в секции и кружки ориентирования, и соответственно заметно снизился уровень студенческого ориентирования. Только в конце 80-х годов и в начале 90-х появились новые тренеры и развитие ориентирования в школах, домах пионеров, в кружках по месту жительства сделало большой шаг вверх, и уже во второй половине 90-х в вузы стали поступать подготовленные ориентировщики.
 
На примере ориентирования попробуем проследить влияние системы зачета и других факторов, на участие вузовских команд в универсиаде.
 
С 1998 года возобновились финальные соревнования по спортивному ориентированию среди вузов. Ориентирование продолжило своё развитие, подтверждением чему являются данные, приведенные в таблице 1.
 
Таблица 1
Численные показатели Республиканской Универсиады
по спортивному ориентированию
Год проведения
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Участвовало вузов
13
13
15
14
15
16
12
16
18
19
Количество участников, всего (мужчин, женщин)
. 84
45, 39
 
98
52, 46
93
51, 42
93
48, 45
103
55, 48
87
46, 41
112
58, 54
136
71, 65
150
83, 67
Количество команд, участники которых получали больше одного очка в лично-командных видах (мужчины, женщины)
9, 7
 
7, 7
7, 9
7, 7
6, 8
10, 10
13, 11
 
 
Количество команд, получавших очки в эстафетах (мужчины, женщины)
6, 4
 
11, 6
11, 7
9, 10
11, 11
9, 8
11, 10
13, 10
9, 7
 
В 1998 и 1999 годах в соревнованиях приняло участие по тринадцать команд, и согласно положению в каждом виде очки получали двенадцать первых участников. Анализ протоколов соревнований показывает, что в двенадцать лучших, как правило, входили представители семи-девяти команд. Остальные участники очков не набирали. Такая система начисления очков не стимулировала участие команд в соревнованиях, так как трудно было занять зачётные места при сорока и более участниках соревнований на каждой дистанции. Более слабым командам, приходилось рассчитывать только на эстафету, где все решал ровный состав команды. Но и здесь также не все было просто, потому что один участник команды, допустивший ошибку, сводил все усилия к нулевому результату.
 
Дальнейшие изменения в системе зачета, а с 2000 года, согласно положению, победитель стал получать двадцать семь очков, а двенадцатый участник два, по одному очку все остальные, кто преодолевал дистанцию за контрольное время, а также увеличение программы соревнований на одну дисциплину, увеличили очковый показатель команд и поднимали престиж ориентирования в вузах. Победители и призёры стали определяться в шести дисциплинах, добавлялась короткая или спринтерская дистанция. На чемпионатах мира в программу включается восемь номеров: спринтерская, короткая, классическая дистанции, эстафета, среди мужчин и женщин. В 2001 году в программу республиканских соревнований была включена смешанная двухэтапная эстафета, но эта дисциплина официального статуса в мире не имеет, поэтому не была поддержана Республиканским центром физического воспитания и спорта учащихся и студентов. Увеличение программы на один вид давало увеличение количества очков. Однако это не решало вопрос кардинально. Количество команд и участников увеличилось, но незначительно.
 
Начиная, с 2004 года в положение универсиады были внесены изменения по увеличению количества зачётных участников с двенадцати до восемнадцати. Победитель получал двадцать семь очков, а восемнадцатый участник шесть. Остальные, кто вложился в контрольное время по одному. Это был небольшой шаг в привлечении к участию в соревнованиях новых участников, так как расширилось количество зачётных участников и, естественно больше участников и команд набирали очки. Однако в этом году соревнования проводились в Молодечненском районе, на учебно-спортивной базе «Вилия», куда добираться было сложно и команд приехало только двенадцать. И видимо, фактор места проведения соревнований по спортивному ориентированию должен учитываться при их планировании.
 
В 2005 году снова были внесены в положение коррективы, направленные на привлечение новых команд. После восемнадцатого зачетного участника, который получал шесть очков, остальным, кто выполнил второй разряд, начислялось пять. И по одному очку тем, кто уложился в контрольное время. Это позволяло многим спортсменам, успешно закончившим дистанцию, рассчитывать на очки. В этот год количество команд увеличилось до шестнадцати, а число участников достигло ста двенадцати. Появился смысл приезжать на соревнования командам, которые не имели сильных спортсменов, но были нацелены подготовиться и достойно выступить на универсиаде.
 
Кардинальное изменение положения в 2006 году сводилось к уравниванию всех видов спорта Республиканской универсиады. Команды вузов получали очки по одной таблице согласно занятому итоговому месту по своему виду спорта. Это очень положительно сказалось на участии многих университетских команд в соревнованиях по различным видам, в том числе и в спортивном ориентировании. Так в этом году на соревнования приехали двадцать команд из восемнадцати вузов. БГУ и БНТУ выставили по две команды. А в 2007 уже выступало сто пятьдесят человек из девятнадцати вузов. Тогда же было предложено командные места определять по наибольшей сумме очков всех участников команды. Очки спортсменам в каждой дисциплине ориентирования начислялись по формуле (1), а для эстафеты с коэффициентом три.
 
О уч. = 100 х (2 х Т поб. / Т уч. – 1),
где О уч. – очки участника,
Т поб. – результат победителя,
Т уч. – результат участника
(1)
 
Чем меньше времени участник проигрывал лидеру, тем больше очков получал. Формула позволяет давать очки тем участникам, которые проигрывают не больше двукратного времени от результата победителя. Такая система подсчёта позволяла почти всем участникам зарабатывать очки, за исключением тех, кто был слабо подготовлен. Необходимо заметить, что очки, начисляемые по формуле, объективно отражают результат участника, позволяя сильным спортсменам приносить команде существенные очки, а слабым также удавалось немного добавлять в общий командный зачет.
 
Учитывая, что в ориентировании по правилам соревнований контрольное время на каждой дистанции назначается исходя из предполагаемого времени победителя увеличенного в 2,5 раза, напрашивается логический вывод о том, чтобы давать очки тем, кто уложился в указанное время, а превысившие его, очков не получают. При этом предлагается подсчет очков вести по формуле (2).
 
О уч. = 200 / 3 х (5 х Т поб. / 2 х Т уч .– 1),
где О уч. – очки участника,
Т поб. – результат победителя,
Т уч. – результат участника
(2)
 
Это позволит всем, уложившимся в контрольное время, получать очки в зависимости от своего результата. При этом количество очков увеличивается, и это может стать еще одним стимулом к участию в соревнованиях новых команд, где только начинают развивать ориентирование. Подтверждением вышесказанного являются результаты двух последних лет на спринтерской дистанции, подсчитанные по формулам 1 и 2, представленные в таблице 2.
 
Таблица 2
Количество участников соревнований в 2006 и 2007 годах на спринтерской дистанции, в соответствии с набранными очками, посчитанными по формулам 1 и 2.
 
 
 
Очки
Юноши (%)
Девушки (%)
Год проведения и использование системы подсчета
2006
2007
2006
2007
(1)
(1)
(2)
(1)
(1)
(2)
76-100
12(17,6%)
9(12,1%)
14(18,7%)
5(8,2%)
3(4,7%)
3(4,7%)
51-75
18(26,5%)
13(17,3%)
12(16%)
15(23,0%)
8(12,7%)
11(17,5%)
26-50
14(20,6%)
23(30,6%)
24(32%)
11(17,2%)
17(27,0%)
23(36,5%)
2-25
13(19,1%)
8(10,6%)
11(14,7%)
20(30,7%)
15(23,8%)
16(25,4%)
1
7(10,3%)
12(16,1%)
4(5,3%)
6(9,7%)
11(17,5%)
1(1,6%)
0
4(5,9%)
10(13,3%)
10(13,3%)
7(11,2%)
9(14,3%)
9(14,3%)
всего
68(100%)
75(100%)
75(100%)
64(100%)
63(100%)
63(100%)
 
Анализ результатов подсчитанных по формуле 1 показывает, что диапазон очков от 76 до 100 покоряется немногим. Наибольшее количество участников (12) было в 2006 году. Среди девушек эти очки получали от 3 до 5 участниц. Количество мужчин, которые получают очки от 51 до 75, составило 26,5% в 2006 году и 17,3% в 2007. В 2006 году количество ребят и девушек, получивших 26-50 очков, было ещё чуть больше, чем в предыдущем диапазоне. Зато значительно выросло число участников завоевавших эти очки в 2007 году и особенно у мужчин. Остаётся ещё достаточная часть участников, которая набирает от 2 до 25 очков. От 9,7% до 17,5% участников получают по одному очку.
 
Если сравнить данные, подсчитанные по формуле 1 и 2 то видно, что количество очков более высокого уровня в основном увеличивается, и многое здесь зависит от плотности результатов в протоколе. В тоже время количество участников получивших одно очко уменьшилось до четырех у мужчин и одной у женщин и это меньше, соответственно на 9 и 15,9%. Собственно к этому мы и стремились, применяя формулу 2. Необходимо заметить, что в данной дисциплине контрольное время у женщин было рассчитано более реально.
 
Вариации в процентном отношении по набранным очкам по годам проведения всегда будут, потому что состав участников меняется, тип местности и сложность дистанции отличаются, а это отражается на результатах.
 
В 2007 году впервые тренерам была предоставлена возможность варьирования состава команды. Для этого были внесены коррективы в положение о соревнованиях по спортивному ориентированию, где было записано, что количественный состав команды формируется независимо от пола. Это дало возможность тренерам не только привезти действительно сильнейших спортсменов на соревнования Республиканской универсиады, но проявить еще и тактическое мышление, чтобы получить максимальный результат. Следует отметить, что соревнования в этом году также проводились в Молодечненском районе, но в данном случае это не стало причиной не приезда команд, как было ранее. Грамотно разработанное положение по ориентированию Республиканской универсиады сыграло важную роль в привлечении ещё большего количества команд и участников на соревнования.
 
Думается, что истинная справедливость заключается в том, чтобы на универсиаде всегда выступали все сильнейшие, а не те, кто не хочет ехать, а их везут и наиболее часто это происходит с девушками. И демократичность состоит не в том, чтобы на соревнованиях бежало одинаковое количество мужчин и женщин, а чтобы дать каждому, независимо от пола, кто серьезно тренируется, попасть на главный студенческий, спортивный форум года.
 
Сейчас в соревнованиях по ориентированию мы пришли к достаточно объективной оценке уровня каждого спортсмена и команды в целом. Но пока еще остается не решенным вопрос по количественному составу на будущий год. И если довести состав команды по ориентированию на универсиаде хотя бы до девяти и подводить итоги в лично-командных видах по восьми лучшим результатам, а в эстафете по двум лучшим командам из трех стартующих, можно свести к минимуму влияния ошибок спортсменов на итог командной борьбы. Ведь не секрет, что в ориентировании снятых спортсменов гораздо больше, чем в других видах спорта. Поэтому во всех соревнованиях с начала развития ориентирования, проводимых под эгидой федерации, командный итог подводился по определенной сумме лучших результатов, как правило, при этом не учитывались один или два худших результата в команде. В этом есть здравый смысл, ведь ориентирование это вид спорта, где передвижение участников ведется на высоких скоростях, что сказывается на мыслительных процессах, поэтому даже многоопытные мастера не застрахованы от ошибок. Например, некачественная отметка, взятие не своего контрольного пункта в параллельной ситуации и т.д.
 
С использованием компьютерных технологий при проведении соревнований, появилась возможность применять формулы для определения очков участникам в соответствии с их результатами и при этом быстро подсчитывать командные итоги. Начисление очков от занятого места пока также применяется на республиканских стартах, но это надумано и должно себя изжить, потому что места спортсменов может разделить и секунда и десятки минут, очки при этом одинаковые, а разница результатов по качеству здесь существенная.
 
Соревнования любого ранга, в том числе и универсиада, как и система подведения итогов, должны нацеливать опытных спортсменов и новичков к дальнейшему самосовершенствованию, развитию функциональных возможностей и росту спортивного мастерства. Грамотно разработанное положение также должна быть генератором к развитию вида спорта на местах. Поднимая массовость студенческого спорта, можно укреплять не только здоровье нации, но выявлять одаренных, усиливать конкуренцию, взращивать элитных спортсменов. Наши предложения с использованием формул подсчета и по составу команд, могут сыграть важную роль в дальнейшем развитии ориентирования в вузах, ведь любому ориентировщику станет более доступно приносить зачетные очки для своей команды.
 
Выводы:
1. Подсчёт очков по формулам оправдан для соревнований любого масштаба, когда необходимо подвести объективные итоги и стимулировать рост тренировочной работы.
 
2. Начисление очков по формуле 2 дает возможность по достоинству оценить не только тех, кто серьезно тренируется и входит в сборные команды страны, но позволит и остальным спортсменам заработать очки для команды.
 
3. Формирование состава команды по ориентированию независимо от пола более демократично, потому что позволяет включить в состав команды вуза всех сильнейших, и предоставляет тренеру возможность тактического манёвра.
 
4. Увеличение состава команды на одного или двух участников, при прежнем числе зачетных, позволит свести к минимуму влияние ошибок спортсменов на итог командной борьбы.
 
Резюмируя всё выше написанное можно говорить о влиянии положения по ориентированию Республиканской универсиады, мест проведения и системы начисления очков на количество команд и участников, принимающих участие в соревнованиях.
 
И.В.Григоревич
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка
 
В.В.Красильников
Белорусский государственный университет
12.10.2007