Клуб ориентирования БГУ Клуб ориентирования
Белорусского государственного университета
главная о клубесоревнованиятренировкибиблиотекагостевая
К ВОПРОСУ ПОДВЕДЕНИЯ КОМАНДНЫХ ИТОГОВ СОРЕВНОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Белорусский государственный университет имеет давние традиции в проведении соревнований по спортивному ориентированию. В 2006 году состоялось тридцать третье первенство, проводимое в рамках круглогодичной спартакиады. Схема подведения итогов командных результатов в последние годы становиться тормозом по дальнейшему развитию ориентирования в вузе. По существующей системе (таблица 1) только 16 спортсменов в зависимости от занятого места получают более одного очка, остальные участники, уложившиеся в контрольное время одно. Как показывает таблица 2 и рис. 1, число участников соревнований в последние годы достаточно велико и качественный, их уровень по разрядам высок (таблица 3, рис. 2). То есть не все тренирующиеся и имеющие разряды имеют шанс завоевать более двух очков, и это может являться определенным сдерживающим фактором по усилению учебно-тренировочной работы. Особенно это существенно для спортсменов невысоких разрядов, ведь вероятность пробиться в шестнадцать сильнейших у них не так высока, и возможно многие подумают, стоит ли готовиться к соревнованиям, если предсказуемый результат — это получение одного очка.
 
Таблица 1
Схема начисления очков в соревнованиях по ориентированию
Место
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Очки
36
30
25
20
17
14
12
10
9
8
7
6
5
4
3
2
 
Таблица 2
Число участников последних соревнований первенства университета
Год проведения
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
 
Число участников
Студентов
55
60
55
72
79
64
98
Студенток
25
32
43
39
39
42
51
Всего
79
92
98
111
118
106
149
Погода
солнце
солнце
солнце
солнце
солнце
дождь
солнце
 
В ориентировании, как и во многих других видах спорта, результат определяется по времени прохождения дистанции. И если в беге по стадиону дистанция стандартная (в кроссе почти стандартная, так как может отличаться по степени пересеченности и состоянию трассы бега), то в ориентировании длина дистанции измеряется по птичьему полету, а каждый участник проходит свою дистанцию. Особенность ориентирования в том, что при одинаковой длине дистанций на разных Первенствах, результаты победителей могут существенно отличаться, ведь даже при прохождении дистанции оптимальным путем, то есть наиболее выгодным, с безошибочным взятием контрольных пунктов, многое будет зависеть от проходимости местности, её заболоченности, суммарного набора высоты. При этом один и тот же спортсмен, находящийся в одной и той же спортивной форме, при одной и той же длине дистанции может иметь результат, отличающийся в десятки минут. В данном случае важным показателем характеристики дистанции может быть время победителя и скорость прохождения дистанции, более подробно о них изложено в статье [1].
 
Рис. 1. Динамика изменения численности участников соревнований
 
Таблица 3
Состав участников по разрядам на первенстве 2006 года
Разряды
мс
кмс
1
2
1 ю
б/р
всего
Студентов
1
7
7
8
6
69
98
Студенток
-
5
2
8
2
34
51
Всего
1
12
9
16
8
103
149
 
Рис. 2. Состав участников первенства 2006 года по разрядам
 
В ориентировании несколько десятков лет назад подсчет результатов велся по сумме времени результатов всех зачетных участников команды, именно так и требовали правила соревнований. Но трудоемкость подсчета результатов и необходимость единого подхода в различных видах спорта привели к использованию, очковой системы определения  результатов в соответствии с занятым местом. Как отмечалось выше, основной минус этой системы, что временной результат участника не совсем корректно соответствует назначенным очкам. При этом бывает, что спортсмен, проигрывая десятки минут, и секунду, завоевывает последующее место и получает последующие очки. Например, один спортсмен проигрывает десятки минут и занимает, скажем, 8-е место, а другой занимает тоже место, но проигрывает всего несколько секунд, тогда при существующей системе оба участника получат одинаковые очки. Вероятность случайности и необъективности результатов при данной схеме более высока. Случайность состоит в том, что в следующий раз спортсмен, выигравший секунду, оббежит куст с другой стороны и проиграет секунду, тем самым в борьбе за первое место по имеющейся схеме, разница в очках составит уже – 12 и командные результаты могут поменяться. Временной результат спортсмена – это главное мерило его уровня на данной дистанции и именно ему должны соответствовать очки. На стандартных дистанциях, например в беге, это решается в соответствии с таблицей 4.
 
Таблица 4
Схема начисления очков в соревнованиях по кроссу
Очки
76
75
74
73
72
71
70
69
68
67
66
Дистанция
Результат
1000м, М
2:25
2:26
 
 
2:27
 
2:28
 
 
2:29
 
500м, Ж
1:14
 
 
 
1:15
 
 
1:16
 
 
 
Очки
65
64
63
62
61
60
59
58
57
56
55
Дистанция
Результат
1000м, М
2:30
 
2:31
 
2:32
 
2:33
 
2:34
2:35
 
500м, Ж
1:17
 
 
1:18
 
1:19
 
 
1:20
 
 
Очки
54
53
52
51
50
49
48
47
46
45
44
Дистанция
Результат
1000м, М
2:36
 
2:37
 
2:38
2:39
 
2:40
2:41
 
2:42
500м, Ж
1:21
 
 
1:22
 
1:23
 
 
1:24
 
1:25
Очки
43
42
41
40
39
38
37
36
35
34
33
Дистанция
Результат
1000м, М
2:43
2:44
 
2:45
2:46
2:47
 
2:48
2:49
2:50
2:51
500м, Ж
 
1:26
 
1:27
 
1:28
 
1:29
 
1:30
1:31
Очки
32
31
30
29
28
27
26
25
24
23
22
Дистанция
Результат
1000м, М
2:52
2:53
2:54
2:55
2:56
2:57
2:58
2:59
3:01
3:02
3:03
500м, Ж
1:32
 
1:33
 
1:34
 
1:35
1:36
1:37
1:38
 
Очки
21
20
19
18
17
16
15
14
13
12
11
Дистанция
Результат
1000м, М
3:05
3:06
3:07
3:09
3:11
3:12
3:14
3:16
3:18
3:20
3:22
500м, Ж
1:39
1:40
1:41
1:42
1:43
1:44
1:45
1:47
1:48
1:49
1:50
Очки
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
 
Дистанция
Результат
1000м, М
3:24
3:27
3:29
3:32
3:35
3:38
3:42
3:46
3:51
3:56
 
500м, Ж
1:52
1:54
1:55
1:57
1:59
2:01
2:03
2:06
2:09
2:13
 
 
В ориентировании такая таблица может создаваться на каждый старт и на каждой дистанции с помощью принятой формулы. Существенное продвижение такого подсчета стало возможным, благодаря информационным технологиям, все чаще используемым для судейства. Четвертый год для обслуживания наших соревнований используется программа – WINORIENT, бесплатно распространяемая через интернет, разработанная москвичом Дмитрием Налётовым, любезно доработавшим под наши схемы, систему начисления очков. Эта программа позволяет обслуживать соревнования по многим видам спорта, где результаты определяются по скользящему финишному времени, и для выпуска участников на дистанцию необходимо готовить стартовый протокол.
 
В Беларуси около десяти лет рейтинг лучших спортсменов ведется по формуле (1), подробнее в [1], по ней же подсчитывались командные результаты на многих соревнований, в том числе, республиканской Универсиаде-2006. Но здесь за основу было принято, что победитель получает 100 очков, а спортсмены проигравший победителю два и более раза, но уложившиеся в контрольное время получают одно. Нами по данной формуле были проанализированы протоколы, проведенных в 2000-2006гг. в университете соревнований, результаты анализа представлены в таблице 5 и рис. 3.
 
Оуч = 1000 х (2 х Тпоб / Туч – 1),
где Оуч – очки участника по рейтингу
Тпоб – результат победителя,
Туч – результат участника
(1)
 
Таблица 5
Распределение участников соревнований в итоговых протоколах, в соответствии с набранными очками, определяемых по формуле 1
 
 
Очки
Юноши (чел.)
Девушки (чел.)
Год проведения соревнований
00
01
02
03
04
05
06
00
01
02
03
02
04
06
100-90,1
1
2
1
1
2
3
5
1
1
3
1
3
1
1
100-50,1
6
8
5
6
6
12
13
2
1
6
5
6
3
7
50-5,6
9
9
10
13
17
7
16
3
4
16
4
16
5
11
5,5-1
23
26
30
19
16
34
53
11
23
12
12
12
17
29
0
17
17
10
34
33
11
16
9
4
9
18
9
14
4
всего
55
60
55
72
72
64
98
25
32
43
39
43
39
51
 
Рис. 3. Распределение участников соревнований в итоговых протоколах, в соответствии с набранными очками, определяемых по формуле 1
 
Данные, приведенные в таблице 5 (рис. 3), могут служить в какой-то мере показателем состояния развития ориентирования. Число студентов, завоевавших на соревнованиях очки от 100 до 90,1, можно сказать вели борьбу, чтобы занять первое место, в 2006 году таких претендентов у юношей достигло пяти. Это не удивительно, ведь по итогам прошлого года в двадцать лучших ориентировщиков страны входит шесть представителей нашего университета. В последние годы число студентов набирающих более 50 очков увеличивается, то есть уровень результатов растет. Большое количество снятых и сошедших участников в 2004 году уже указывает, что соревнования проходили на сложной местности, а в 2003 году по устаревшей карте. Уровень результатов у девушек в 2000-2001 годах был очень низок на фоне, чемпионки страны Татьяны Воскобойниковой (геофак), которая на Студенческих играх 2001 года стала трехкратной чемпионкой. Также видно, что число участников набравших менее двух очков по старой системе из таблицы 1 (по формуле это менее 5,5), еще достаточно велико, соответственно у юношей и девушек 53 и 29, а результаты у них существенно отличаются.
 
Тогда нами была предложена для подсчета очков формула (2), результаты анализа протоколов представлены в таблице 6 и на рис. 4. Здесь за основу было принято, что победитель также получает 100 очков, а спортсмены проигравший победителю уже три и более раза, но уложившиеся в контрольное время получают одно.
 
Оуч = 50 х (3 х Тпоб / Туч – 1),
где Оуч – очки участника,
Тпоб – результат победителя,
Туч – результат участника
(2)
 
Таблица 6
Распределение участников соревнований в итоговых протоколах, в соответствии с набранными очками, определяемых по формуле 2
 
 
Очки
Юноши (чел.)
Девушки (чел.)
Год проведения соревнований
00
01
02
03
04
05
06
00
01
02
03
04
05
06
100-90,1
1
2
1
2
2
4
5
1
1
5
1
1
1
1
100-50,1
7
10
6
8
11
14
17
3
1
12
6
5
6
10
50-5,6
21
27
20
21
26
27
40
8
15
19
10
11
9
30
5,5-1
10
6
19
9
2
12
25
5
12
3
5
9
13
7
0
17
17
10
34
33
11
16
9
4
9
18
14
14
4
всего
55
60
55
72
72
64
98
25
32
43
39
39
42
51
 
 
Рис. 4. Распределение участников соревнований в итоговых протоколах, в соответствии с набранными очками, определяемых по формуле 2
 
Из таблицы 6 (рис.4) видим, что число участников, набирающих по нынешней схеме менее двух очков (это 5,5-1 по формуле), сократилось у юношей почти  вдвое, у девушек вчетверо. Более наглядно соотношение результатов, в процентах к числу стартовавших, по трем обсуждаемым схемам, представлено для 2006 года в таблице 7 (рис. 5).
 
Таблица 7
Распределение участников соревнований 2006 года в соответствии с набранными очками, в процентах к числу стартовавших
 
 
 
Очки
Юноши (%)
Девушки (%)
Использование системы подсчета
таблица 1
формула (1)
формула (2)
таблица 1
формула (1)
формула (2)
100-50,1
4,1
13,3
17,3
7,9
13,7
19,6
50-5,6
12,2
16,3
40,8
23,5
21,6
58,8
5,5-1
67,4
54,1
25,6
60,7
56,8
13,7
0
16,3
16,3
16,3
7,9
7,9
7,9
 
 
Рис. 5. Распределение участников соревнований 2006 года в соответствии с набранными очками, в процентах к числу стартовавших
 
На графике 1 представлены кривые, по которым определяются очки участников соревнований в беге — А и Б (из таблицы 4), и в ориентировании по формулам 1 — В и 2 — Г, где по оси ординат очки получаемые участниками, по оси абсцисс процент от максимально возможного результата в беге и от лучшего результата в ориентировании. Кривые имеют подобный вид и причем при более высоких результатах они почти все одинаково более крутые, то есть работают почти одинаково, а при средних и низких, кривая Г заметно более пологая.
 
График 1
Кривые определения очков участников соревнований в беге по таблице 4 и в ориентировании по формуле 1 и 2
 
В кроссовом беге на первенстве университета 2006 г. (весна) самый худший результат у юношей был 3:39, это — четыре очка, то есть кривая и таблица, полностью оценивали всех стартующих. У девушек на одном из факультетов одна студентка пробежала на 2:30 -это ноль очков и еще двое сошли, здесь недоработка руководителя команды, на других факультетах худший результат 2:06 это три очка. Результат в беге более предсказуем и на старт финальных соревнований выходят те в основном, кто отобран и готовится к кроссу. В ориентирование нюансов гораздо больше, и не только потому что на старт выходят обычно около трети абсолютных новичков, способности которых совсем не известны, и может не самые талантливые, но даже уже у владеющих приемами ориентирования, но вставших не стой ноги, может что-то не заладиться. Здесь потери времени из-за скорости бега не значительные, потери из-за ориентирования и не собранности могут быть весьма существенные. И чем сложнее, используемая для соревнований местность, и дистанция, тем труднее её пройти. Поэтому расширение диапазона результатов, приносящих выше одного очка, оправдан и необходим. Ведь командные результаты будут зависеть не только от лидеров, но от команды в целом, её нацеленности на подготовку к соревнованиям. И при этом есть возможность заинтересовать готовится к соревнованиям не только тех, кто занимается в группах спортивного совершенствования, но тех, кто когда-то занимался и новичков. И если схема обсчета поможет дать свежий импульс к повышению тренированности и физического уровня большего числа студентов, она заслуживает одобрения.
 
Выводы:
– нынешняя схема начисления очков в ориентировании, таблица-1, где только четыре участника получают более 50 % очков, не отвечает современному состоянию развития ориентирования в вузе;
 
– начисление очков по формуле 1 целесообразно и оправдано для соревнований республиканского масштаба, где встречаются сильнейшие спортсмены;
 
– начисление очков по формуле 2 дает возможность по достоинству оценить высокими очками, тех, кто серьезно тренируется и входит в сборные команды страны, но и позволяет талантливым новичкам и тем, кто готовиться к соревнованиям, получить не единичные очки;
 
– вполне возможно, что аналогичные схемы (формулы 1, 2 или подобные) можно использовать в других видах спорта, где время победителя очень сильно варьируется от погодных условий, например в лыжных гонках.
 
Литература:
Вопросы физического воспитания студентов вузов. К вопросу определения рейтинга в спортивном ориентировании в различных возрастных группах. В.В.Красильников, Мн., БГУ, 2003.
 
В.В.Красильников, О.В.Омелюсик, В.В.Харук, К.С.Мулярчик
(Белорусский государственный университет)
12.10.2007