Клуб ориентирования БГУ Клуб ориентирования
Белорусского государственного университета
главная о клубесоревнованиятренировкибиблиотекагостевая
Размышления после Федерации
Командный чемпионат.
Это единственный в республике старт, который собирает около полутысячи участников и на его проведении можно даже заработать, а не уходить в убыток как происходит на большинстве этапов Кубка БФА. Последние четыре года он проводился клубом «Камволь» под руководством В.В. Гущина. И почти каждый год возникали претензии к организации соревнований. Вот и в этом году в итоге того, что участникам выдали не правильную информацию, было аннулировано несколько дистанций. Это привело к бурным спорам по тому вопросу, что пора уже наказывать безалаберных организаторов. В последствии ведущими спортсменами страны было подписано Соглашение.
Захотелось грамотно по пунктам (тем, по которым оцениваются соревнования на О’Беларусь) охарактеризовать КЧ-2004 и высказать те идеи, с помощью которых можно улучшить качество проведения, не прибегая к огромным денежным затратам. Нужно сказать, что все мои мысли и идеи основаны на том, что я видел на других соревнованиях, в основном в России. Правда, объем моих познаний довольно мал, по сравнению с теми, кто был хотя бы в Литве, Украине и Польше, не говоря уже о Западной Европе. Сервис там, конечно, в несколько раз выше, собственно как и размер стартовых взносов.
 
Что касается лично меня, то данный старт мне понравился. Сейчас я особо не припомню тех моментов, которыми я был сильно не доволен. Правда, меня не коснулось аннулирование дистанций, так как я бегал по М21. Единственное о чём вспоминается с неприятным осадком – это то, что в первый день не угадал с дорогой и, выбрав нижнюю, потерял много времени.
Я получил полный комплект удовольствия от прекрасной местности, по которой с удовольствием побегал хоть уже не в первый раз. Особенно хорошим на этот раз оказалось и место размещения. Довольно чистая речка, наличие большого количества дров для костра, поле, где можно и в футбол погонять – всё это добавило много плюсов тому месту, где располагался лагерь.
 
Теперь же по конкретным пунктам.
 
Предварительная информация.
Лично для меня информации хватило. Положение было вовремя вывешено на сайте, стартовые протоколы тоже появились вовремя и можно было узнать во сколько тебе нужно попасть на старт в пятницу. Так что своевременность была на уровне. Что касается полноты информации, то по этому пункту можно было сделать и лучше. Информация была дольно скудная. Можно было бы добавить расписание автобусов из Минска и Логойска. Не было и схемы размещения. Не совсем понятно были нарисованы схемы стартов каждого из дней.
Что касается удобства заявки, то лучше предоставлять возможность участникам заявляться уже с вечера четверга, а то в пятницу с утра выстраиваются очереди. Была ли такая возможность на этот раз, я не знаю. По оформлению буклета тоже нужно стараться. Ведь тут организаторы работают сами на себя – чем он красочнее и привлекательнее, тем больше желания у спортсменов принять участие в соревнованиях.
 
Местность.
В этом году соревнования проходили по самым красивым и приятным для бега местам – это лично моё мнение. Единственный её минус в контексте ориентирования — это однотипность ландшафта. Все три дня дистанции проходили по чистому сосновому лесу в рельефе, что не совсем полностью проверяет разнообразие технических способностей спортсмена.
 
Карта.
За три дня соревнований серьёзных претензий к В.Зайцеву, который рисовал карты, лично у меня не возникло. Рельеф он, на мой взгляд, рисует довольно красиво и понятно для спортсмена.
Что касается последних двух пунктов (3.4. Полиграфическое качество карты (бумага, выбор цвета). 3.5. Устойчивость карты к внешним факторам (герметизация)), по которым оценивается карта, то вот именно они и вызвали массу недовольства у большинства участников. Сбывать фактически бракованный тираж карты на старте такого уровня должно быть просто стыдно, тем более, когда дистанции пролегают именно по той части карты, цвета которой были не правильно отпечатаны. Конечно, такого не должно быть на стартах даже самого низкого уровня.
Что касается герметизации, то лучше, чем это делают "Немига" и "Стандарт" у нас в республике я не видел – вот как нужно герметизировать карты. Тем более, что при таком количестве участников можно делать и спецзаказ пакетов нужных размеров. А то на некоторых соревнованиях почти сразу после старта приходится выбрасывать пакет, который не только совсем не защищает карту от влаги, но при этом ещё и мешает её читать, даже пешком.
Впрочем, карты на Командном чемпионате герметизировать почему-то не принято…
Ещё, что касается карты, но не оценивается – это способ внесения дистанции. На таких крупных соревнованиях, когда всего лишь семь различных дистанций и по каждой из них бегает около сотни человек, внесение их в карту должно осуществляться механическим способом. Во-первых, это исключает ошибки непосредственно при вкручивании, во-вторых, просто лучше видно дистанцию на карте, в третьих, это намного быстрее. Конечно, для этого нужно иметь принтер, в идеале лазерный. Но и на струйном получается довольно качественно, что и было доказано на Немиге (правда при разгерметизации карты дистанция просто потечёт, поэтому лучше использовать лазерный).
 
Дистанции.
Самое главное на соревнованиях – это дистанции. Их качество определяет мнение участника о старте не менее чем 50%. И в большинстве случаев именно с этим пунктом оценки соревнований всегда возникают спорные вопросы. Кто-то доволен, кто-то не очень. У кого-то возникли большие претензии и он уже готов писать протест.
Конечно, анализировать сложность и соответствие уровню дистанций должен инспектор, который должен быть по идее, самым осведомлённым по этому вопросу. Лично у меня на данном старте за три дня соревнований только один перегон вызвал недовольство, когда я в пятницу не угадал с дорогой.
 
Организация питания.
Её не было в этом году вообще, собственно как и в прошлые годы. Хотя по правилам хоть один пункт, но должен был быть. И вообще из всех проведённых за последние годы соревнований лично мне понравилось, как было организовано питание в Полоцке прошлым летом, и на Кубке РБ в этом году. Именно там организаторы стремились хоть приблизительно соблюсти пункт правил касательно питания спортсменов на дистанции.
 
Оборудование дистанций.
Этот пункт получил самую низкую оценку, из-за аннулирования нескольких дистанций второго дня. Но, на мой взгляд, этот пункт оценки соревнований был выполнен чуть ли не идеально, ведь всё стояло правильно. Ошибка ведь пошла при выдаче неправильной информации участникам. Хотя, по идее, чуть ли не самая главная вина за дезинформацию лежит на нач. дистанции и контролёре (инспекторе), который вроде бы отсутствовал. Он то и не проверил информацию, выданную участникам.
 
Лирическое отступление об электронной отметке.
Использование электронной отметки, о которой в последнее время возникло много разговоров, на первый взгляд, даёт массу огромных плюсов. Таких как:
1. Быстрая обработка результатов.
2. Моментальная проверка отметки
3. Возможность участникам проанализировать дистанцию с помощью отсечек.
4. Исключение всякой возможности подрезок на дистанции, не правильного прохождения, человеческого фактора при проверке стандартной отметки компостера.
5. Как дополнительная реклама при привлечении потенциальных участников.
Особенно эти возможности актуальны при большом количестве участников.
Но при этом и возникает ряд сложностей:
1. Нужно найти человека, который бы профессионально работал с этой системой. При этом, скорее всего, придётся заплатить ему хорошую сумму денег.
2. Использование электронной отметки потребует большого количества людей и времени для подготовки дистанции. Ведь оставлять базы-КП в лесу без присмотра очень опасно. Народ у нас не только любознательный, но и запасливый – всё что плохо лежит (стоит) быстро находит нового хозяина.
3. Брать в аренду всю систему довольно не дёшево, а плюс оплата утерянного оборудования, избежать которую очень тяжело.
В общем, что лучше, определять конечно самим организаторам. Многое зависит от места и времени проведения соревнований, количества судейских ресурсов и т.д. В республике уже было 3 попытки использования электронной отметки, 2 из них довольно удачные (Брестский подснежник-04, Кубок РБ). Также Федор Полекшанов на заседании федерации объявил и том, что им приобретена электронная отметка. Всё это не может не вызывать у меня радости, как у постоянно принимающего участие во всех крупных республиканских соревнованиях.
 
Организация старта-финиша.
Тут у организаторов было несколько недоработок. Места старта были выбраны далековато от лагеря, во второй день ещё и траву старушке потоптали. До воды для умывания от старта было далековато и туалетов тоже в округе нигде не было. Воды питьевой на финише хватало на полчаса, остальным же пить было уже нечего. В общем, для участников было сделано довольно мало. Хотя нужно отметить, что старт ни разу не задержали, каждый день он был дан вовремя, стартовые протоколы тоже имелись.
 
Информация о ходе соревнований.
Тут всё заключается, в основном, в оперативном подсчете результатов. На КЧ подсчитывались они довольно оперативно, но не так как бы хотелось. Лично я, стартовав оба дня в начале, так и не увидел собственного результата на финише, только уже потом, вечером, на стенде информации. Здесь у меня есть несколько задумок-предложений, которые вполне можно было бы осуществить. Конечно, при использовании электронной отметки становиться всё довольно просто – печатай и вывешивай. Но при использовании компостеров немного сложнее. Тут для оперативного подсчёта нужно будет использовать несколько компьютеров. Например, один на фиксацию финиша мышкой, второй на ввод номеров финишировавших участников, третий на обработку и печать результатов. Примерно такая методика использовалась на Ориент-шоу в 2003 году.
Также было бы здорово разместить большой экран с цифровым проектором. Такая попытка было сделана на Немиге в Раубичах на Ориент-шоу. Только нужно найти затемнённое место, что бы информация на экране была нормально видна. Плюс немного поработать с программным обеспечением, что бы считались не только личные результаты, но и влияние каждого их них на командную борьбу. Это вполне реально осуществить.
Правда здесь важную роль уже будет играть выбор старта и финиша. Это место должно будет отвечать многим критериям, например наличие электричества, затемнённого места, хорошей защиты от непогоды. Конечно, вывешивание результатов на бумаге тоже довольно оперативно, но всё равно всё же требует определённого времени. А так можно на экране выводить результат участника и командные результаты, а принтером (желательно лазерным, а то струйный течёт, а матричный долго печатает) печатать и вывешивать промежуточные результаты по группам.
Так же нужно уделить внимание и оперативному вывешиванию результатов в Интернете на сайтах. Хоть им пользуется и довольно малая часть ориентировщиков, но это не так уж сложно и сделать.
 
Размещение участников.
В этот пункт я бы включил и сервис для участников. В частности организация полевого лагеря, в котором проживает большая часть участников КЧ. В этом году для его организации было выбрано на мой взгляд идеальное место, чем собственно работа организаторов по этому пункту и закончилась. А ведь затратив немного усилий можно было сделать всё намного лучше. Вопиющий факт – это отсутствие туалетов, и это на 500 человек. А надо было выкопать и не по одному, а несколько. Рядом была речка, но брать из неё воду для приготовления пищи решались не все и многие ходили в Таковщину за водой. А вспомните, как на Стандарте был организован в подвоз питьевой воды центр Хатынского леса – просто СУПЕР. Можно было даже помыться. Ведь же можем, когда захотим. Транспортного обслуживания тоже почти не было, хотя вроде бы оно оказалось и не нужным. Буфет тоже не отличался разнообразием – нужно брать пример с Фандока – там всегда разнообразие продуктов. Конечно, важно рядом с центром соревнований и полевым лагерем наличие водоёма, пригодного для купания. В общем, по этому пункту организаторам можно и нужно качественно работать, ведь от этого зависят впечатления участников от соревнований. Вплоть до подвоза дров в полевой лагерь, при их отсутствии.
 
В общем если организаторам приложить максимум усилий, то в итоге должны получиться неплохие соревнования, на которые будет не стыдно и народ позвать. С этой позиции можно вспомнить о попытке в прошлом году организовать у нас международный старт. По крайней мере, можно сделать попытку позвать народ из ближайших соседних стран. (Россия, Украина, Прибалтика, Польша).
22.12.2004Дмитрий Давидович